Спасибо, что были с нами! Возобновить подписку можно в любой момент на сайте СберБизнес Live
Бренд домашнего текстиля Perinne придумали подруги-дизайнеры, которых вдохновила история Русского Севера. Сюжеты для коллекций они ищут в поездках, во время которых общаются с местными жителями, изучают архивы и народные промыслы. Основательницы бренда рассказали, как построили бизнес на переосмыслении местных традиций.
В переводе с финского и карельского Perinne означает «традиции». Это название выбрали для бренда домашнего текстиля Светлана Катаргина и Татьяна Бабкова.
«Perinne — это текстиль для дома, который объединяет в себе декоративно-прикладное искусство, дизайн, современные технологии и традиции разных регионов России», — объясняет Светлана. Для авторов проекта традиции — часть многовековой и богатой культуры страны, ее духовного наследия.
«Мы видим в продаже много изделий народных промыслов низкого качества, — рассказала Светлана. — Их покупают импульсивно, как сувенир, который потом пылится на полке. Часто эти вещи не так просто вписать в интерьер». С ней согласна и Татьяна: «Мы хотели показать, как традиционные вещи можно сделать не только красивыми, но и функциональными с точки зрения применения в быту», — говорит она.
Светлана и Татьяна познакомились в Московском художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, где получили специальность «художник по вышивке», а затем вместе учились в Высшей академической школе графического дизайна. Потом стали вместе работать — проектировали макеты журналов и книг, создавали фирменные стили и иллюстрации, упаковку и web-дизайн. В какой-то момент им захотелось «вернуться к корням» и сделать проект про народные традиции. Выбор был сделан в пользу текстильных изделий: они дают простор для творчества и не требуют сложного производства.
«По нашему мнению, тема домашнего текстиля недооценена. Особенно если говорить о товарах с традиционными мотивами, — объясняет Татьяна. — Текстиль помогает преобразить обстановку. В народном быту предметы были богато украшены орнаментом и вносили в домашнюю обстановку особую атмосферу, эмоции, которые со временем ушли. Этого не хватает сейчас. И мы хотим вернуть эту атмосферу в современный интерьер изделиями Perinne».
Первая коллекция бренда «Лес, вода и камень» была посвящена родному краю Светланы — Карелии. «Моя семья из Медвежьегорского района Заонежья. Я думала, что после обучения в Москве вернусь и буду работать художником на фабрике "Заонежская вышивка". Но все вышло иначе», — делится Светлана.
Татьяна и Светлана поехали в Карелию, где общались с жителями и мастерами, изучали архивы, посещали ткацкие мастерские, центры ремесел и культуры. В коллекции можно увидеть принты, вдохновленные традициями вышивки города Пудож, для которых характерны яркий узор и абстрактные формы. А само название «Лес, вода и камень» — это строки из книги Михаила Пришвина, к которому пришла известность как раз после поездки в Карелию.
На запуск производства в 2018 году девушки потратили собственные 100 тысяч рублей: деньги пошли на закупку ткани, печать принта и пошив. Первый тираж был небольшим: до пяти штук на каждый предмет. Разработкой фирменного стиля и прочими этапами Татьяна и Светлана занимались самостоятельно.
Первые два года проект работал «в ноль». Сейчас выпуск коллекции окупается полностью в течение 2-3 месяцев, а прибыль от продаж идет на следующую партию, коллекцию или на производство пробных образцов.
Изделия Perinne изготавливаются из натурального льна небольшими тиражами от 10 до 30 шт. Лен белорусского производства закупают в России. Дизайнеры отмечают, что за последний год цена на ткань выросла на 30% — сегодня она стоит около 1,5 тыс. рублей за метр. Несмотря на это, в 2023 году Perinne не повышала стоимость изделий. «Мы хотим, чтобы покупатели поняли нашу концепцию, а сам продукт стал более массовым и доступным», — комментирует это решение Светлана. На сайте бренда цена на скатерти варьируется от 7 до 9,5 тыс. рублей, особняком стоит скатерть из коллекции «Были-небылицы» с ручной вышивкой, которая стоит 60 тыс. рублей. Стоимость дорожек — 5,6-6 тыс. рублей, салфеток — 1-1,4 тыс. рублей, фартука — 3,5 тыс. рублей.
Если вещь в наличии, в течение пары дней ее отправляют покупателю. Если нужен большой тираж, сроки оговариваются отдельно. Принт на ткани печатают в Москве и Санкт Петербурге, а сами изделия отшивают в Туле.
«Принт на ткань для скатертей, салфеток и дорожек наносится цифровой промышленной печатью. Ткань проходит несколько этапов обработки, затем идет нанесение и закрепление рисунка и стирка при высокой температуре, благодаря чему готовые изделия не линяют при следующих стирках», — объясняет Светлана.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
У Perinne три постоянные коллекции:
Время от времени Светлана и Татьяна создают отдельные принты вне коллекций. Например, так было с принтами «Айта» (отсылка к традиционной карельской изгороди — косого забора из длинных жердей), «Львы и птицы» (переосмысление яркой домовой росписи). Они были выпущены к выставке 2021 года в московском музее декоративно-прикладного искусства. А принт «Северные ягоды» был вдохновлен росписью космозерских иконописцев Абрамовых.
Коллекции Perinne не привязаны к сезону или датам: они выходят, когда дизайнеры сочтут, что готовы представить публике новую идею. Покупатель может сделать заказ на сайте, у двух московских партнеров компании и на выставке-форуме «Россия». Бывает, что какой-то принт перевыпускается отдельным тиражом или в новой цветовой гамме. Татьяна и Светлана активно участвуют в профильных выставках и конкурсах, дают экспертные комментарии — все это помогает вести продвижение без больших вложений в рекламу.
Целевая аудитория бренда — люди со средним доходом, нередко творческих профессий, которые путешествуют, интересуются традициями и декором для дома.В октябре Perinne стал победителем проекта для креативного бизнеса «Россия.Горизонты.Практика» в Туле и выиграл грант на 700 тыс. рублей.
Многие медиа и онлайн-паблики стали чаще писать про такие бренды, как Perinne. Недавно Perinne попал в число компаний, которые поддержал сервис каршеринга. До конца февраля 2024 года логотип и QR-код на сайт Perinne можно будет увидеть в Туле на местных прокатных авто.
«Мы видим, что сейчас появляется все больше проектов в теме локальной идентичности. Это глобальная тенденция, — рассуждает Светлана. — Возможно, в нашей жизни стало так много онлайна, что хочется живого общения. Все больше людей интересуются традициями, историей своей семьи и края».
Светлана и Татьяна планировали выпускать коллекции с традициями разных регионов. Но тема Русского Севера оказалась такой большой и интересной, что не отпускала несколько лет. Три года назад дизайнеры переехали на родину Татьяны — в Тулу. Сейчас они готовят к открытию свой шоурум.
«Мы говорим о том, как важны тактильность, живые эмоции, общение: например, собрать всех друзей на обед. Наш бренд как раз об этом тоже — о традиции собираться, общаться, дарить красивые подарки. Мы стараемся делать вещи, которые создают правильное настроение, дарят тепло и радость», — резюмируют дизайнеры.